top of page
Поиск

Новый документ ИКАО (Doc 9613)

Doc 9613. Руководство по навигации, основанной на характеристиках (PBN). Том I. Концепция и инструктивный материал по реализации. Том II. Реализация полетов на основе RNAV и RNP. Издание пятое, 2023

В концепции навигации, основанной на характеристиках (PBN), указывается, что требования к характеристикам бортовых систем RNAV и RNP должны определяться параметрами точности, целостности, непрерывности и функциональных возможностей, необходимых для выполнения предполагаемых полетов в контексте концепции конкретного воздушного пространства. Требования к характеристикам указываются в навигационных спецификациях, в которых также определяется, какие навигационные датчики и оборудование можно использовать для соблюдения этих требований к характеристикам. Эти навигационные спецификации излагаются достаточно подробно, с тем чтобы обеспечить согласованность действий на глобальном уровне путем предоставления государствам и эксплуатантам конкретного инструктивного материала относительно реализации. В настоящем руководстве содержится большой объем разноплановой информации, инструктивного материала и другие соображения, предназначенные для заинтересованных сторон, принимающих решение о реализации прикладных процессов PBN. Эта информация включает в себя пояснение концепции PBN, инструктивный материал по реализации прикладных процессов PBN, рекомендации для государств и поставщиков обслуживания и инструктивные указания/требования, касающиеся воздушных судов и эксплуатантов.


C момента опубликования концепции РBN в 2008 году в нее был внесен ряд изменений. В четвертое издание Руководства по PBN (2013) были включены новые навигационные спецификации, призванные удовлетворить потребности будущих навигационных видов применения, в частности RNP 2 и усовершенствованные RNP, а также информация о таких усовершенствованных функциональных возможностях, как использование постоянного радиуса при полете до контрольной точки (указатель окончания траектории RF).


Первоначально функциональные возможности указателя окончания траектории RF были включены в навигационную спецификацию схемы RNP AR APCH, для использования которой требуется особая авторизация. По мере увеличения количества воздушных судов, располагающих такими возможностями, разработчики структуры воздушного пространства стали отмечать преимущества их использования, поэтому положение о применении указателя окончания траектории RF было включено в качестве факультативной возможности. Положения, касающиеся использования указателя окончания траектории RF в любых целях, не связанных с RNP AR APCH, уточнены в настоящем пятом издании и в Doc 8168 (PANS-OPS, том II).


Первоначально усовершенствованные RNP рассматривались в качестве будущей навигационной спецификации, содержащей требования и информацию о вариантах потенциальной разработки концепций многоцелевых видов применения, включая масштабирование значения RNP. В пятом издании настоящего руководства эта навигационная спецификация усовершенствована с целью учета обновленных требований документов DO-236()/ED-75(), за исключением того, что требование о масштабировании значения RNP было исключено, о чем говорится в главе 4 части С тома II.


Несмотря на то, что в настоящем руководстве не делалась попытка исключить какую-либо навигационную спецификацию или указать на то, что она устарела, следует учитывать тот факт, что в настоящее время в отношении некоторых видов применения рекомендуется осуществлять переход от RNAV к использованию RNP (например, RNAV 10 рассматриваются в качестве устаревших, а RNP 4 обеспечивают возможность более эффективного производства полетов). Технологии, реализуемые в конструкциях воздушных судов и систем, продолжают совершенствоваться, поэтому можно рассматривать вопрос об отнесении навигационных спецификаций к категории "непредназначенных для будущих видов применения".

В четвертое издание были также внесены RNP 0,3 в качестве навигационной спецификации, преимущественно предназначенной для использования вертолётами, а в пятом издании поясняется, что она предназначена исключительно для использования вертолетами. Аналогичным образом, повышение внимания к дистанционно пилотируемым авиационным системам (ДПАС) породило вопросы относительно приемлемости существующих навигационных спецификаций для эксплуатации ДПАС и необходимости разработки навигационных спецификаций, конкретно предназначенных для ДПАС. В настоящем руководстве отсутствуют какие-либо положения, касающиеся ДПАС или использования PBN автономными/полуавтономными воздушными судами. Ожидается, что в случае интеграции этих систем в существующую структуру воздушного пространства они будут отвечать требованиям этого воздушного пространства, что обуславливает необходимость утверждения выполнения ими операций на основе PBN в соответствии с инструктивными указаниями и критериями, содержащимися в томе II. Если появится возможность четкого определения эксплуатационных требований, то в будущем может возникнуть необходимость рассмотрения вопроса о разработке конкретных навигационных спецификаций для производства полетов аппаратами, относящимися к типу беспилотных авиационных систем (БАС).


В пятое издание также внесены изменения, затрагивающие внедрение RNP, включая обновленные технические стандарты Радиотехнической авиационной комиссии (RTCA) и Европейской организации по оборудованию для гражданской авиации (EUROCAE), информация о расширении видов применения RNP, для которых требуется разрешение, информация об уроках, извлеченных в результате публикации процедур RNP, и обновленный нормативный инструктивный материал по PBN





bottom of page